Задачи профсоюза
1) Добиваться хороших условий труда 2) Действовать в качестве консультативной и информационной службы 3) Представлять интересы и оказывать поддержку 4) Решать любые проблемы с крюинговым агентом 5) Предлагать политическое представительство

Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков подвела итоги деятельности за девять месяцев 2022 года. За этот период в организацию поступило десять обращения от экипажей судов и 20 индивидуальных обращений от моряков. Морякам и членам их семей возвращено более 500 тысяч долларов США, невыплаченной заработной платы и компенсаций в связи с травмами и гибелью моряков.

Российские моряки, работающие на иностранных судах, сохраняют рабочие места на фоне геополитической ситуации и введенных Западом санкций. Проводя переговоры с иностранными судовладельцами, где работает большое количество российских моряков, выясняется, что пока массового отказа от российских моряков нет, рабочие места у них сохраняются. Несмотря на санкции, введенные Западом в отношении граждан РФ, российских компаний и судов, пока ни один иностранный судовладелец официально не заявил о намерении отказаться от трудоустройства моряков из РФ. Мы надеемся, что ситуация начнет улучшаться, и российские моряки сохранят свои позиции. Это высококвалифицированные специалисты, востребованные на рынке труда. В настоящий момент на судах иностранных судовладельцев работают не менее 6 тыс. дальневосточных моряков.

Российский профсоюз моряков в конце сентября обратился к премьер-министру России, в Минтранс и Минобороны РФ с просьбой рассмотреть возможность установления для организаций морского транспорта порядка освобождения от привлечения моряков к призыву на военную службу по мобилизации аналогично тому, который уже предусмотрен для некоторых видов деятельности. По данным РПСМ, около 40% членов экипажей судов, работающих под российским флагом, могут быть отнесены к первому разряду запаса, а значит, подлежат призыву на военную службу по мобилизации. Это может привести к дефициту квалифицированных морских кадров, невозможности плановой смены членов экипажей, что приведет к задержаниям судов в портах в связи с несоответствием свидетельствам о минимальном составе экипажей. Такое развитие событий может привести к сложностям при обеспечении внутренних и международных морских перевозок, включая транспортировку углеводородов в Арктике, а также разрыву сложившихся цепочек поставок, в том числе стратегических грузов. Заменить такое количество моряков на судах практически невозможно. Для подготовки даже рядового члена экипажа требуется немалое время на прохождение соответствующих курсов и тренингов, то подготовка квалифицированного командного состава занимает порядка 7-10 лет.

Большую роль в работе организации играет соглашение о сотрудничестве с Дальневосточной транспортной прокуратурой, которое позволяет оперативно и своевременно разрешать проблемы, возникшие у моряков в период своей трудовой деятельности на морских судах в Дальневосточном бассейне. По просьбе ДВРО РПСМ транспортные прокуратуры в морских портах Дальнего Востока России организовали проверку судоходных компаний по поводу выполнения статьи 60 пункта 2, Кодекса торгового мореплавания, которая обязывает судовладельцев страховать жизнь и здоровье моряков в период работы на судах. Кроме этого, выполнена проверка по поводу страхования моряков в страховых компаниях, согласно требования Сводной Конвенции 2006 года. В результате проверки выяснилось, что до настоящего времени федеральный закон, регулирующий правоотношения в сфере страхования жизни и здоровья членов экипажей морских судов государством не принят. Соответственно, не определены специальные требования к страховым организациям, в том числе государствам их регистрации, к получателям страховых сумм в случае гибели моряка, порядку расчета и размера минимальных страховых сумм. В связи с этим, транспортные прокуроры планируют внесение предложений о совершенствовании федерального законодательство в области страховании моряков.

За девять месяцев 2022 года инспектора ДВРО РПСМ посетили 43 морских судна в портах Находка и Восточный, под удобными и российскими флагами. Было послано 39 нотиса с требованием заключения коллективного договора Международной федерации транспортных рабочих. При встречах с российскими и иностранными экипажами, морякам рассказывается об их правах при работе на судах под удобными флагами, передаются книги и свежие журналы, рассказывающие о деятельности МФТ. На тех судах, где нарушаются права моряков, моряки проводят акции протеста против удобных флагов, что заставляет судовладельцев начать переговоры с профсоюзами и в конечном итоге подписать коллективный договор МФТ.

С уважением
Николай Суханов
Председатель ДВРО РПСМ