ДВРО РПСМ
Дальневосточная региональная общественная организация Российского профсоюза моряков оказывает помощь по значительному спектру вопросов труженикам флота в различных жизненных ситуациях, как в океане, так и на берегу.

View the embedded image gallery online at:
https://dvrosur.ru/o-nas/privetstvie#sigProId9370d41feb

Дальневосточная региональная общественная организация Российского профсоюза моряков оказывает помощь по значительному спектру вопросов труженикам флота в различных жизненных ситуациях, как в океане, так и на берегу».

В длительных рейсах моряки, работающие на судах под иностранными и российскими флагами, часто обмениваются между собой мнениями по вопросам, а зачем вообще нужен им профсоюз и какие функции он выполняет.

Бывает такое, что обмен мнениями так разгорается, что моряки собираются и проводят собрание по этому вопросу. Доходит до того, что на собрании принимается решение о выходе из профсоюза и прекращение перечисления профсоюзных взносов. Принятое решение доводится до сведения руководителя судоходной компании. Однако, на удивление моряков, они получают разъяснение от судоходной компании, что компания имеет коллективный договор с Российским профсоюзом моряков и перечисление профсоюзных взносов в профсоюз является обязанностью судовладельца. Кроме этого выясняется, согласно текста коллективного договора компания обязуется не нанимать моряков, не покрытыми коллективным договором и рекомендует перед приемом на работу всем морякам вступить в профсоюз. Также в индивидуальных контрактах моряков записано о том, что моряки на борту судна работают по условиям коллективного договора Международной Федерации транспортных рабочих (МФТ) и компания высчитывает из заработной платы моряков профсоюзные взносы и перечисляет их на счет профсоюза, который подписал коллективный договор. Так, почему же происходит такая ситуация, что попав на судно моряк напрочь забывает о своих обязанностях по выполнению коллективного договора и вообще никакого представления не имеет о деятельности профсоюза. В первую очередь, моряки устраиваясь на работу в круинговой компании, вероятно, либо не читают индивидуальный договор, подписывая его, либо не вникают в сущность написанного в договоре. Работники круинга, в свою очередь, должны предоставить моряку для ознакомления коллективный договор, подписанный между компанией и Российским профсоюзом моряков. Ознакомившись с договором, моряк в случае не согласия с условиями найма, нежелания вступить в профсоюз имеет право отказаться от работы в этой компании. Если этого не происходит, моряк подписав все необходимые документы направляется на судно и приступает к работе. Руководитель судоходной компании так и разъясняет морякам, что они были наняты на судно добровольно и ознакомлены со всеми правилами работы в компании до найма на судно. Обычно на этом этот вопрос закрывается. Отдельные моряки, не согласные с выводами компании, списавшись с судна и прибыв домой пишут заявление в прокуратуру с просьбой вернуть им удержанные профсоюзные взносы. Транспортная прокуратура просит моряка предоставить индивидуальный контракт. Когда в присутствии моряка транспортный прокурор зачитывает его же контракт, подписанный моряком, становится ясно, что моряк был ознакомлен с условиями найма в компании и был с ними согласен, о чем свидетельствуют его подписи на документах. Моряка еще раз предупреждают о необходимости тщательного ознакомления с индивидуальным договором до начала работы в компании.

В связи с тем, что возникла необходимость разъяснить российским морякам условия коллективного договора в отношении членства в профсоюзе, Российский профсоюз моряков попросил дать разъяснение по этому поводу Генерального секретаря Международной Федерации транспортных рабочих Стивен Коттона. В своем ответе на этот вопрос он сказал, что согласно национальному законодательству, чтобы моряки были покрыты коллективным договором Международной Федерации транспортных рабочих     ( МФТ) при работе на судне под иностранным флагом, они обязательно должны быть членами национального профсоюза.

Российский профсоюз моряков является национальным профсоюзом моряков России и является составной частью МФТ с 1993 года. Таким образом, все российские моряки, которые устраиваются на работу в судоходную компанию, имеющую коллективный договор МФТ, должны быть членами профсоюза. Это требование МФТ. В США даже принят закон на государственном уровне, который не позволяет морякам работать на морских судах, не будучи членом национального профсоюза моряков.

В Союзе Советских Социалистических Республик до середины 1990-х годов существовали крупные морские пароходства такие как Балтийское, Черноморское, Дальневосточное, Камчатское и другие. Во всех пароходствах имелись профсоюзные комитеты плавсостава, которые имели коллективные договоры с работодателями по работе моряков. Все сто процентов моряков были членами профсоюза и платили профсоюзные взносы. Ни у кого из моряков не возникало вопросов, а для чего им нужен профсоюз. При приеме моряков на работу в морские пароходства они обязательно вставали на учет в профсоюзную организацию и знакомились с коллективным договором, который действовал в пароходстве. В случае не согласия с условиями коллективного договора, моряка на работу не принимали. В ходе перестройки и приватизации отдельные пароходства перестали существовать или же разделились на многие мелкие частные судоходные компании, где профсоюзных организаций уже не стало. На рынок труда было выброшено большое количество российских моряков, которые устремились в иностранные судоходные компании. Российские моряки, работая в иностранных компаниях без наличия коллективного договора практически не были защищены и большое количество моряков не получали законно заработанную заработную плату, не были застрахованы от несчастных случаев. Морякам было не понятно какие законы действовали на судне под флагом Монголии или Гондураса и куда нужно обращаться, когда, что- то происходит. Катастрофы, которые происходили с морскими судами под удобными флагами с российскими моряками показали, что моряки работая на таких судах совершенно не были защищены.

К началу 1994 года Российский профсоюз моряков уже был принят в члены Международной Федерации Транспортных рабочих и имел право заключать коллективные договоры от имени Международной Федерации Транспортных рабочих. В августе этого же года впервые делегация Российского профсоюза моряков приняла участие в 37 Конгрессе МФТ, который прошел в Женеве. И в этом же году более двух тысяч российских моряков, работающих в греческой компании Адриатик Танкерс оказались брошенными в иностранных портах в связи с банкротством греческой судоходной компании. В этой ситуации российские моряки впервые почувствовали необходимость объединения в сильный и мощный профсоюз, для того чтобы защитить свои интересы. Из многих портов мира в адрес Российского профсоюза моряков прозвучали сигналы бедствия, и РПСМ, будучи уже созданным, приступил активно защищать интересы моряков. Так только за период 1994 по 1995 год с помощью Российского профсоюза морякам было возвращено более 5 миллионов долларов США невыплаченной зарплаты. Благодаря активной позиции РПСМ в июле-августе 1995 года более 300 российских моряков были репатриированы в Россию из Будапешта, где они находились более полугода ожидая зарплату и репатриацию домой.

Российские судовладельцы в начале 1995 года, видя активную позицию Российского профсоюза моряков, его независимость от работодателя принял попытку создания подконтрольных желтых профсоюзов. Так стали создаваться при финансовой поддержки судовладельцев желтые профсоюзы на Балтике, Черном море, Дальнем Востоке России. Моряков под угрозой увольнения из судоходной компаний насильно переводили в карманные профсоюзы. Попытки судовладельцев России в лице Союза Российских судовладельцев объединит эти профсоюзы и подписать с ними коллективный договор к успеху не привели. Международная Федерация транспортных рабочих не признала эти профсоюзы и не одобрила пописанный коллективный договор с этими профсоюзами. Таким образом российские судовладельцы остались без одобренного МФТ коллективного договора, что приводило к арестам и задержанию судов под удобными флагами с российскими моряками в иностранных портах. Иностранные фрахтователи отказывались сотрудничать с судовладельцами, не имеющими коллективные договора МФТ. Так к примеру руководство судоходной компании PRISCO более трех лет уклонялось от подписания коллективного договора с Российским профсоюзом моряков, сотрудничая с подконтрольным профсоюзом Защита и в конце концов после объявления бойкота со стороны МФТ подписала с МФТ необходимый коллективный договор.

Очень часто мы слышим от моряков вопросы, а вообще, чем же занимается профсоюз моряков, основные задачи его деятельности. Так вот основными задачами профсоюза являются следующие задачи:

1. Добиваться хороших условий труда с самого начала, когда моряка нанимают на работу.

2. Действовать в качестве консультативной и информационной службы, когда начинается работа;

3. Участвовать в представлении интересов и оказании поддержки морякам в трудовом споре, возникшем на судне или во время отпуска;

4. Решать любые проблемы, которые могут у вас возникнуть с крюинговым агентом;

5. Предлагать политическое представительство, например, лоббирование правительств в целях более широкого признания международных морских конвенций и ликвидации «черных списков”.

Основная задача профсоюза подписать с руководителем судоходной компании коллективный договор, который бы давал моряку возможность регулярно получать хорошую заработную плату, быть застрахованным от всех возникающих рисков, чтобы этой зарплаты хватало и на то, чтобы приобрести путевку ребенку в оздоровительный лагерь и самому отдохнуть и полечится в санатории.

Многие моряки продолжают утверждать, что профсоюз должен распределять и оплачивать путевки в детские лагеря отдыха, санатории. Проводить новогодние утренники закупать и выдавать подарки. Оплачивать медицинские услуги морякам. Таких огромных средств в профсоюзе просто нет. Хотелось бы довести до сведения моряков, что из взносов моряков профсоюз никогда не оплачивал путевки и не нес расходы по лечению членов профсоюза, оплачивая больничные листы. Все это оплачивалось из фонда социального страхования предприятия, куда предприятие перечисляло 5,7 процента от фонда заработной платы всех работников. Использование финансовых средств этого фонда допускалось только после подписи руководителя предприятия и председателя профсоюза. Выдача оплаченных путевок поручалась профсоюзным комитетам на предприятии. Предприятия также брало на себя расходы по содержанию профсоюзного комитета на предприятии. Профсоюзу давали бесплатное помещение для работы, оплачивали средства связи, предоставляли бесплатный автотранспорт. Судоходные компании, использующие удобные флаги, таких фондов не создают, то есть они не отчисляют средства в фонд социального страхования и не создают его. Кроме этого они не выделяют средств на содержание профсоюзного комитета и профсоюзу приходится часть профсоюзных взносов использовать на приобретение помещений, средств связи, автотранспорта. Немаловажный вопрос и выплата заработной платы работникам профсоюза, также из профсоюзных вносов. Любой профсоюз, будь он в России или другой стране, уважаем, если он силен, независим от работодателя и способен не на словах, а на деле решать проблемы своих членов. Главное моряк должен понять, что вернувшись из рейса и не получив заработную плату, после работы на судне под удобным флагом, никто, кроме национального профсоюза моряков ему не поможет. При обращении моряков в транспортные прокуратуры и суды России, им предлагают обращаться со своей проблемой в государства тех флагов, под которыми они работали. Очень важно для моряка прежде чем идти наниматься на работу на одно из судов под удобными флагами и обращения в круинг, тем более, если он не известен, зайти в национальный профсоюз. Российский профсоюз моряков проводит свой мониторинг и обладает списком круинговых компаний, которые прошли лицензирование и имеют право заниматься такой деятельностью. В круинговой компании обязательно уточните, имеет ли работодатель коллективный договор с профсоюзом. Именно он гарантирует моряку, что все требования в период работы на судне под иностранным флагом будут выполнены. Всегда имейте при себе адреса и телефоны Российского профессионального союза моряков и инспекторов Международной федерации транспортников (МФТ) на случай непредвиденных обстоятельств.

Каждый моряк должен четко представлять, а что же такое удобные флаги, прежде чем устраиваться для работы на этих судах.

 

Николай Михайлович Суханов, председатель ДВРО РПСМ